Как открыть частный музей
Музей рассматривается, как бизнес, поэтому открыть частный музей сопоставимо с открытием собственной фирмы. То есть, нужно придумать идею, при этом, учитывая специфику отрасли, сделать её конкурентоспособной, а также запастить финансовой поддержкой, обеспечить помещение и набрать профессиональные кадры для работы. Всё это можно расписать в несколько простых, но важных шагов.
Шаг 1. Мотивация превыше всего
Как бы там ни было, но нельзя начинать бизнес частного музея, если нет интереса к собирательству. Изначально нужно собрать определённую коллекцию, а уже потом делать её общедоступной. Другими словами, именно мотивация является решающим фактором определения будущей музейной политики. Так, открытие музея может основываться на желании показать свои коллекции, или же, как способ поиска единомышленников, а может просто как метод заработка.
Шаг 2. Поиск помещения
Многие уже состоявшиеся директора частных музеев соглашаются с тем, что целесообразно приобрести недвижимость в собственность. Если можно так выразиться, то так спокойнее в будущем. Конечно же, можно помещение и арендовать, но в этом случае нужно быть готовым к регулярным повышениям арендной платы.
Ещё один способ — поиски спонсора. Возможно, какое-то крупное учреждение или предприятие позволит в своём здании разместить музей. Ещё одни вариант — получить помещение на льготных условиях у Муниципальных властей.
Шаг 3. Набор персонала
Открытие частного музея невозможно без сотрудников. Даже в самом небольшом музее должно быть хотя бы 5 человек. Главным, безусловно, остаётся директор, после него заместитель, так сказать, главный хранитель музея. Этот человек обязан разбираться в Фонтах, ориентироваться в музейных экспонатах, вести учёт и т. д.
Заместитель директора может выполнять и функцию Куратора выставки, то есть, принимать решение относительно выбора экспонатов для выставки и т. п. Но кроме этого нужно нанимать бухгалтера и уборщицу, и, желательно, иметь под рукой специалиста по реставрации и консервации экспонатов. При возможности неплохо было бы иметь в шатре и компьютерщика, который будет поддерживать интернет-сайт, и экскурсовода со знанием иностранного языка.
Шаг 4. Определение бюджета
При работе в собственном помещении бюджет граничит между зарплатой, коммунальными платежами, содержанием сайта, реставрацией и рекламой. Нельзя с точностью определить затраты на закупку экспонатов. В качестве эконом-варианта можно искать так называемых дарителей. Это люди, которые дарят музеям свои коллекции только для того, чтобы они были выставлены напоказ. И музею выгодно, и человеку приятно.
Шаг 5. Вид деятельности
Помимо оформления имеющейся экспозиции неплохо было бы проводить и временные выставки, как из собственных фондов, так и в сотрудничестве с другими коллекционерами. В таком случае можно попасть в информационную волну, когда музей фигурирует на афишах или в СМИ, что привлечёт новых посетителей.