Мода с древних экспонатов
Посещая исторические музеи Афин, или же рассматривая картинки в учебнике по древней истории, часто в глаза бросается одеяние афинских граждан, которое в дальнейшем и вызывает у человека определённые ассоциации. Более того, некоторые элементы афинской моды дошли и до нашего времени.
Особенности древнеафинской моды
Одежда Древней Греции создавалась на основе пяти положений:
1. Закономерность.
2. Организованность.
3. Пропорциональность.
4. Целесообразность.
5. Симметричность.
Античность начала рассматривать тело человека, как зеркало, в котором отражается совершенство мира. К примеру, римский архитектор Марк Витрувий Поллион, отталкиваясь от человеческого тела, всячески хотел показать совершенство любого, созданного человеком творения.
Говоря о положениях афинской моды, стоит разъяснить их происхождение. Так, на закономерность влияла ширина ткацкого станка. Ткани не сшивались, а собирались в вертикальные складки, напоминающие каннелюры греческих колонн. Что же касается организованности (устройство одежды), то она зависела как от материалов, так и от модных тенденций той эпохи (например, платья не кроились).
Пропорциональность афинских одежд определялась их гармоничностью и уравновешенностью. Главное правило Афин, как и всей Древней Греции, «всё в меру» как никогда лучше выражалось в одеянии граждан. При этом модная эксцентричность, нарушающая гармонию, не находила себе места.
Симметричность платьев определялась как прямоугольными кусками материи, так и подчинением естественным линиям человеческого тела, которые, к слову, выгодно их оттеняла. Если пройтись по музеям, вглядываясь в национальные костюмы афинян, можно уловить все эти тенденции.
И, наконец, целесообразность. Это правило соблюдалось неукоснительно. Так, греческий философ Ксенофон любил поговаривать о приятной картине, когда обувь и одежда не просто подогнанные, но и удовлетворяют потребности владельцев.
Развитие античной одежды
Вся античная одежда, которая сейчас покоится в виде музейных экспонатов, и подчинённая требованиям Витрувия, основывается на материале, определяющего покрой, на украшениях и назначении одежды. Скульптуры изображают древнюю одежду в виде тяжёлой драпировки, скрывающей человеческое тело.
Одежду делали из грубой шерстяной ткани. Эту ткань привезли дороийцы ещё во времена догомеровской эпохи. В это время одежда представляла собой четырёхугольный плат, одинаковый как для мужчин (хлена), так и женщин (пеплос). Чтобы сформировать платье, ткань оборачивали вокруг тела, прихватывая заколками в плечах.
Постепенно шерсть заменили более тонким полотном, имеющим трубчатую форму и изящество, которое противоречило подлинному эллинскому одеянию. Длинные хитоны стали носить, как праздничный наряд, а короткие применялись в повседневной жизни. Также изменилось и определение цвета. К примеру, белые одежды носили аристократы, а серые, зелёный и коричневые — селяне.